Главная   >   Статьи   >   Раздел 2   >   Особенности ремонта и технологии проекторов

Особенности ремонта и технологии проекторов

Еще десяток лет назад пределом мечтаний рядового кинолюбителя были домашние кинотеатры, поражавшие воображение размерами диагонали. О проекционной видеотехнике речь даже не заходила. Дороговизна, сложность эксплуатации и еще множество причин прочно удерживали видеопроекторы в разряде профессионального оборудования. Все изменило появление жидкокристаллических проекционных систем, позволивших существенно удешевить и расширить производство.

Картинка, проецируемая первыми LCD-проекторами, получалась тусклой и зернистой, но это не помешало росту популярности новинки. Сейчас можно выделить несколько ветвей дальнейшего развития жидкокристаллических матриц, и даже новые, оригинальные методы построения изображений. Ознакомление с данным материалом, охватывающим все выпускаемые на данный момент разновидности проекторов,  поможет определиться с выбором потенциальным покупателям и расширит вашу эрудицию.


Что общего у CRT-проектора с автомобилем? Цена!

Электронно-лучевые трубки, пожалуй, самый старый и известный способ формирования изображения на экране. А вот CRT-проекторы (от CathodeRayTube – катодно-лучевая трубка), невзирая на древность, не столь известны в массах. Причина – внушительные габариты и не менее солидная цена, соизмеримая по стоимости с легковым автомобилем. Хоть такая техника и не относится к разряду бытовой, ознакомиться с принципом ее работы будет любопытно, тем более что многие наработки получили применение в других технологиях.

Для построения изображения в CRT-проекторах используются три катодно-лучевых трубки диаметром не менее 10 см каждая, работающие с одним из базовых цветов в системе RGB. Сфокусированные несложной оптической системой лучи формируют на экране цветное изображение методом строчной развертки. Но, в отличие от телевизионных экранов, сведение лучей приходиться регулировать по месту, повторяя операцию при малейшем сдвиге проектора. Из-за высокого качества изображения и отличной цветопередачи, даже в области черного цвета, выпуск громоздкой аппаратуры продолжается до сих пор.

Восприемниками CRT-технологии можно считать лазерные проекторы, поступившие в продажу в начале 21 века. Изображение рисуют три цветных лазерных луча, управляемые сложной фокусирующей системой с множеством линз и зеркал. Использование строчной развертки, необходимость в охлаждении, габариты и стоимость еще более подчеркивают сходство. Но, в отличие от отмирающих ЭЛТ, лазерным системам пророчат большое будущее. Пока только их можно использовать для построения ярких, крупноразмерных изображений на любой поверхности.


Жидкокристаллические слайды 

Проекторы, построенные на основе ЖК-матриц, проще всего представить как симбиоз старого доброго слайдоскопа с современным ЖК-дисплеем. Первым промышленным изготовителем «слайда» стала японская корпорация Sharp, создавшая многослойную TFT LCD-panels, принцип работы которой не отличается от привычных жидкокристаллических дисплеев. Под воздействием управляющего напряжения пиксели воспроизводят любой из базовых RGB-цветов, а просвеченная мощной лампой картинка через объектив проецируется на экран.

Рекомендуемая область применения таких проекторов ограничивается проведением презентаций или показом учебных слайдов. Для передачи динамических изображений данная аппаратура явно не подходит, да и мозаичность из-за низкого коэффициента заполнения матрицы (порядка 30-40% площади матрицы уходит на коммутационные элементы) получается очень заметная.

Передача черного и градаций серого цвета  – еще одно больное место любых используемых на просвет LCD. Общая интенсивность светового потока настолько высока, что ячейки матрицы не в состоянии препятствовать его проникновению в местах необходимого затенения. Если контрастность изображения со временем стала хуже обычного, утратив четкость в светах - пора произвести чистку матрицы и оптики. Лучшее решение проблемы – обратиться в сервисный центр ReStore.by , хотя экстремалы могут попробовать справиться с чисткой самостоятельно. Еще одним слабым местом проекторов этого типа является лампа, ее время работы не так уж велико (около 1500-2000 ч) и сильно зависит от работы системы охлаждения, блока розжига и чистоты оптической системы. Хотя замена лампы проектора достаточно легко осуществляется самостоятельно специалисты нашего сервисного центра ReStore.by рекомендуют проводить профилактическое обслуживание проектора каждые 1000 ч. В противном случае растет риск выхода из строя компонентов проектора и существенное сокращение времени службы лампы проектора. 

Три в одном – достойный ответ DLP-технологиям

Следующим шагом в развитии проекторов на жидких кристаллах стала технология PSI LCD-panels, подразумевающая использование 3 полисиликоновых матриц, персонально для красного, зеленого и синего лучей. Идейным вдохновителем и лидером компаний, продвигающих новую систему на рынок, стала достаточно известная своими инновационными решениями компания Seiko Epson.

Поступающий от лампы сверхвысокого давления свет проходит через поляризационный фильтр и делится дихроичными зеркалами на RGB-составляющие спектра. Использование раздельных матриц позволяет избавиться от лишних поляризационных фильтров и значительно уменьшает световые потери. Полученное с 3 матриц изображение сводиться воедино призмой и направляется на проекционные линзы.

Кроме возросшей яркости и контрастности изображения, 3LCD-проекторы получились более надежными. Отсутствие подвижных частей исключает отказы механики, присущие DLP-чипам, рассматриваемым далее. Большая, по сравнению с TFTLCD, устойчивость PSI LCD матриц к нагреву позволила повысить мощность светового потока без ущерба для общего ресурса. К сожалению, проблемным моментом остается отображение черного цвета.

Наличие мощного источника света требует усиленной вентиляции лампового блока и матриц. Нагнетаемые вентилятором охлаждения потоки воздуха, вне зависимости от качества фильтра, приводят к постепенному скоплению пыли на внутренних поверхностях. Внешне это проявляется снижением яркости изображения. Сильное запыление может стать причиной прогорания поляризатора или перегрева матриц. Своевременная профилактическая чистка в сервисе ReStore.by поможет не только вернуть былую яркость потускневшему изображению, но и избежать дорогостоящего ремонта. 


Микрозеркальные проекторы

Быстроразвивающейся и очень перспективной на сегодняшний день считается DLP-технология (Digital Light Processing). С момента изготовления в 1996 году первого образца зеркального микрочипа компания-разработчик Texas Instruments остается монополистом в этой области, снабжая DMD-микросхемами (Digital Mirror Device) производителей проекторов.

Принцип действия DLP-проекторов прост для понимания, но сложен в реализации. Основная доля стоимости такой аппаратуры приходится на саму матрицу и систему управления. Сотни тысяч миниатюрных зеркал из алюминия, площадью 16Х16 мкм и менее, покрывают рабочую зону. За счет выноса управляющих элементов под поверхность отражателей коэффициент заполнения  матрицы вырос до 88%, сделав зернистость изображения практически незаметной. Отражение света в объектив или его рассеивание в корпусе зависит от углов установки зеркал. В производимых ранее чипах углы отклонения от оси ограничивались 10⁰. Для современных образцов этот показатель составляет 12⁰, позволяя надежно направлять свет с неиспользуемых пикселей на светопоглощающую поверхность.

Распределение цветов достигается синхронизированным вращением светофильтра, состоящего из трех и более сегментов. Зеркала активируются в момент нахождения нужного цвета в фокусе лампы, задавая цветовую гамму пикселя на экране. Скорость вращения делает этот процесс неуловимым для глаза, но при записи такого изображения на видео мерцание становиться заметным. Качественные современные системы используют колеса с 6-7 сегментами, исключающие появление радуги на стыке некоторых цветов, свойственное ранним образцам.

Яркость светового потока DLP-проекторов достигает 10 тыс. ANSI-люменов за счет использования очень мощных ламп. Риск перегреть матрицу тут минимален, микрозеркала имеют прекрасную отражающую способность. Положительно на яркость изображения влияет отсутствие многочисленных пленок и дихроичных фильтров. При всех достоинствах механическая часть таких проекторов требовательна к чистоте. Несвоевременная профилактика может привести к залипанию зеркал и появлению «битых» пикселов. На изображении появляется "снег" и единственное решение данной проблемы замена дорогостоящего DLP-чипа, как правило такой проблеме подвержены бюджетные проекторы Benq подкупающие покупателя своей низкой ценой. Но за все приходится платить, большинство этих проекторов страдают недостатками системы охлаждения и без квалифицированного сервисного обслуживания "умирают" через 2000-3000 ч работы. При поступлении таких проекторов в сервисный центр ReStore.by мы в обязательном порядке обслуживаем систему охлаждения - меняем термопрокладки, термопасту и даже радиаторы охлаждающие матрицу.


Отражающие жидкокристаллические панели

Еще одним путем развития ЖК-матриц стала технология D-ILA (Digital Direct Drive Image Light Amplifier), как коммерческое направление LCOS (Liquid Crystal on Silicon – жидкие кристаллы на кремнии). Лидером, но не монополистом, данного направления стала компания JVC, активно продвигающая разработку на рынок.

Основное отличие от работающих на просвет предшественников состоит в расположении слоя кристаллов перед отражающей поверхностью электрода. Световой поток небольшой интенсивности, пройдя сквозь жидкокристаллические ячейки дважды, усиливается дополнительным источником света. Расположение управления и коммутации за отражающим электродом позволило довести заполнение матрицы до рекордного значения в 93%. Как результат – значительный рост яркости и контрастности при снижении нагрева матрицы.

Формирование цвета у различных производителей реализовано неодинаково – это и голографический фильтр у JVC, и вращающиеся цветоразделяющие призмы, и проверенный путь – 3-х матричные RGB системы. В масштабах мирового рынка LCOS-проекторы – молодое направление, не получившее пока сильного распространения, но специалисты центра ReStore.by в состоянии провести профилактику или ремонт даже такого редкого оборудования.

От теории – к практике

Вслед за принятием решения о покупке проектора и оценкой своих финансовых возможностей наступает самый сложный этап – выбор подходящей модели. Хорошо, если вам понравилась аппаратура, которой пользуются знакомые и нечто подобное вам по карману. Но на какие параметры следует обращать внимание при выборе малознакомого оборудования? Вне зависимости от выбранной технологии, следует рассмотреть следующие параметры:

·         Яркость. Для просмотра видео в домашних условиях нет смысла тратить средства на приобретение проектора с силой светового потока в 10-20 тысяч люменов. В затемненном помещении достаточно 1-1,5 тыс., при этом различия в стоимости могут отличаться на порядок.

·         Контрастность. Тут паспортные данные не совсем соответствуют действительности, и дорогой проектор с соотношением 2500:1 бывает сопоставим по качеству картинки с бюджетником контрастностью 500:1. Так что этот параметр лучше оценивать визуально по контрольной таблице и динамическому видео. Заодно можно оценить равномерность освещенности поля и цветопередачу.

·         Фокусное расстояние оптики. Для обычной квартиры наиболее приемлемыми считаются модели с проекционным соотношением порядка 1,8-2,2. Получить максимальные размеры изображения с малой дистанции позволяют короткофокусные объективы 0,8-1,2, а для залов больше подойдет длиннофокусная оптика с показателями 4-8. Наличие объектива-трансфокатора значительно облегчает настройку оборудования.

·         Физический формат и разрешающая способность матрицы. Выбор этого параметра зависит от назначения проектора. Для работы с компьютерными программами и показа презентационных слайдов больше подойдет стандартный формат 4:3. Для просмотра качественных широкоформатных фильмов более уместным станет соотношение 16:9 с разрешением Full HD (1920x1080). Работа с чертежами CAD-программ также требует хорошего качества, не менее SXGA (1280х1024).

       Сосредоточившись на выборе проектора, не следует забывать и о поверхности, на которую будет проецироваться изображение. Качественный экран обеспечивает увеличение контрастности более чем в 1,5 раза и гарантирует правильную цветопередачу.

Без привычки разобраться в сетевых интерфейсах, функциональных особенностях или дополнительных возможностях конкретной модели очень сложно. Получить консультацию по интересующим вас вопросам можно у сотрудников сервисного центра ReStore.by. Ценность получаемой информации увеличивает практический опыт ремонта различных проекторов, знание их слабых и сильных сторон не понаслышке. Центр проводит любые профилактические и ремонтные работы, от обычной чистки до замены вышедшей из строя матрицы, балластного модуля и другой электронной начинки.

 

Возврат к списку

Заказать ремонт