Главная   >   Статьи   >   Раздел 2   >   Люмены "китайские" и ANSI. Немного про яркость проекторов.

Люмены "китайские" и ANSI. Немного про яркость проекторов.

Люмены "китайские" и ANSI. Немного про яркость проекторов.

Яркость проектора – один из тех параметров, на который в первую очередь смотрят при покупке нового проектора. Но почему он так важен и как правильно использовать заявленную в характеристиках яркость изображения – вопрос, до получения ответа на который не все добираются. А зря - из этой статьи узнаете почему.

 

Характеристики яркости проектора

Разные производители, пытаясь выставить свой продукт в более выгодном свете, указывают в характеристике яркость проектора в различных единицах измерения. Обычному пользователю сложно, да и зачастую просто некогда разбираться, чем отличаются друг от друга все эти люмены, ANSI-люмены, «яркость по цветам». Да ещё и какие-то «китайские» люмены есть. Звучит, конечно, не очень презентабельно, зато цифры, обозначающие яркость, выглядят убедительно.

Чтобы не попасться на элементарные маркетинговые приёмы и не разочароваться в выбранном проекторе, лучше всё-таки немного узнать, в чем разница между этими единицами измерения.  


«Научный» люмен

Та самая мера измерения, которая всем знакома по школьному курсу физики. Люмен – количество световой энергии за единицу времени. На самом деле «научный» люмен не подходит и не применяется для обозначения яркости проекторов. Это просто достаточно яркое и запоминающееся слово, связанное с измерениями света. Его удобно использовать, чтобы у покупателя оставалось в голове понимание того, какой параметр влияет на яркость проектора.


ANSI-люмен

Эта единица измерения показателей светового потока, специально созданная для определения характеристик яркости проекторов. ANSI – аббревиатура от «Американского национального института стандартов», где и придумали эту единицу измерения.Придумали американцы не только её, но и методику оценивания уровня яркости специально для проекторов.

Идея этой методики состоит в том, что ключевое значение имеет не яркость источника света, а равномерность распределения света по всему экрану.

Измерение числа ANSI-люменов производится так: площадь экрана делят на девять прямоугольников одного размера. В центр каждого прямоугольника направляется специализированный инструмент измерения – люксометр. Полученные результаты используются для расчёта уровня яркости. Обозначаемый на проекторе параметр яркости в ANSI-люменах – это результат умножения среднего уровня освещённости на площадь экрана.

Для жидкокристаллических проекторов измерения яркости в ANSI составляют от 50 до 25000 люмен.


«Китайские» люмены

Хитрость и предприимчивость китайских производителей проекторов не имеет границ. Вместо того, чтобы пытаться превзойти остальных в качестве по существующим характеристикам, они решили просто придумать свои. Так появились «пиковые» люмены.

В чем принцип измерения освещённости в «пиковых» люменах? При таком способе замеры берутся только из центральной части экрана, которая является самым ярко освещенным участком любого экрана.

В результате таких манипуляций получается, что при этом методе яркость в «китайских» люменах будет более чем в десять раз больше, чем в ANSI-люменах при таком же проекторе, экране и прочих равных условиях.

Поэтому при выборе проектора нужно быть внимательными – при покупке, сравнивая продукт, на котором яркость обозначена просто в люменах (а именно так делают азиатские производители) с продуктом с измерениями в ANSI, делите показатели первого на 10. Так больше шансов правильно выбрать подходящий и качественный аппарат, не напоровшись на скорый ремонт проектора.


COLOR LIGHT OUTPUT (CLO)

Эти три слова на английском обозначают относительно новую характеристику измерения яркости по трем осномным цветам: красному, синему и зелёному. CLOтак же, как и обычную яркость, измеряют в люменах. Способ измерения тоже ничем не отличается, кроме цвета излучения света из проектора– это такой же замер люксометром в 9 разнесенных на равные промежутки по экрану точках.

Показатели CLO и ASNI у 3LCD проектора, как правило, должны совпадать, у DLP проектора эти показатели могут существенно различаться, возможно это не так важно для офисного использования но крайне принципиально для просмотра видео. Вот на этом сайте есть возможность проверить параметр CLO для своего проектора, т.к. производители этот параметр чаще всего не указывают. Там же можно более подробно почитать про цветовую яркость проектора - CLO


Нужно ли выбирать самый яркий проектор для дома

Яркость – параметр для проектора важный, но не настолько, чтобы при покупке ориентироваться только на него и не обращать внимания на целесообразность выбора самого яркого и, соответственно, дорогого проектора.

Продавцы, конечно, заинтересованы в том, чтобы продать как можно больше и дороже. Выставляя яркость главным показателем качества картинки, они провоцируют производителей конкурировать между собой и создавать аппараты, выдающие всё больше люменов. Но кроме яркости есть и другие параметры, такие как технология матрицы.

Выбирая, лучше всего посоветоваться со знакомыми, которым вы доверяете и которые используют свой проектор в таких же условиях, в каких собираетесь использовать вы. Если таких знакомых нет, ориентироваться можно та такие показатели: для дома хватит мощности 1000-2000 ANSI-люмен. Для обычного школьного класса достаточно 1500-2500 ANSI-люмен. Если же вы собираетесь устроить что-то вроде аудитории или зала, понадобится уже 3000-5000 ANSI-люмен.

Покупая всё же дорогой и мощный проектор, помните, что эксплуатация такого может тоже обойтись недёшево: замена более яркой лампы будет стоить соответственно. В этом случае ремонт проекторов в Минске поможет уложиться в разумный бюджет.


Тестирование и настройка параметров, влияющих на яркость изображения

Если проектор уже куплен, значит, пришло время его протестировать и настроить. Дело это требует знания тонкостей и понимания, что и для чего нужно делать.


1. Настройка «яркости» и «контрастности»

Любой экран, будь то экран телевизора, проектора или монитор компьютера, содержит параметры настройки «contrast»,и «brightness». Но эти «контрастность» и «яркость» не то же самое, что характеристики, указанные на упаковке проектора.

Эта настройка осуществляется через вывод на экран изображения с градиентом от черного к белому. Сложность состоит в том, что излишнее понижение показателей "яркости", то есть интенсивности излучения проектора,меняет тон черного вплоть до того, что его невозможно будет отличить от темно-серого. Это нежелательно, так как от этого изображение не просто становится менее натуральным, но и от смешивания номинального черного с серым теряется детализация в тенях.

Казалось бы, для решения этой проблемы достаточно как можно сильнее увеличить «яркость». От этого тени действительно будут отображаться корректно, однако черный станет излишне «плотным», и проектор не сможет его правильно передать на экране. Если в дальнейшем будет проводиться настройка контрастности, это приведет к неправильному отображению черного цвета.

Если «яркость» отвечает за правильную передачу чёрного, то «контрастность»(«contrast») – за чистый белый цвет и его тона. Здесь настройка тоже производится с помощью тестового изображения. Параметр «Brightness» также необходимо подстраивать до тех пор, пока не будет достигнут правильный баланс. Нужно выбрать такой уровень яркости, при котором чистый белый не станет излишне ярким и от этого не будет перемешиваться с другими оттенками. Как уже говорилось выше, настройки яркости и контрастности взаимно влияют друг на друга. Если неверно настроить «контрастность», проектор не покажет свою максимальную яркость.

Правильность настройки яркости и контрастности позволяет корректно провести измерение светового потока проектора. Чаще всего встречается такая ошибка, как превышение необходимого уровня «контрастности» при ярких режимах изображения, отчего результаты светового измерения завышают уровень реальной яркости.


2. Тестирование на уровень показателей светового потока

Кратко об этом методе упоминалось в начале статьи. Здесь будет более подробный его разбор.

Этот метод был изобретен американским институтом и носит название ASNI.

Итак, для этого способа на экран выводится максимально белое тестовое изображение. Экран делится на девять равных по размеру участка, в центр которых прикладывается датчик люксометра. Датчик при этом под прямым углом направляется в сторону проектора, но, как правило, не в сам объектив.

С помощью простейшей арифметики находится среднее значение из полученных девяти показателей. Полученное число умножается на площадь экрана (измеряется в м2). Конечный результат этих действий – максимальный световой поток проектора в ASNI-люменах.

Для тонкой подстройки контрастности тестовое изображение используется несколько раз с разными уровнями яркости в 5%, 90%, 95%, 100%.

Все снятия показателей с датчиков должны проводиться при максимальном затемнении помещения: никакого источника света, кроме проектора.

Для точности измерений и получения лучшего изображения нужно пользоваться профессиональными люксметрами: Mastech "MS6612T",LuxLiner LME-30, ChauvinArnoux C.A 811 и им подобные. Конечно, профессиональный инструмент покупать для домашнего пользования нет смысла. Лучше доверить всё профи: в Минске настройкой проекторов займутся без лишних усилий с вашей стороны.


3.Тестирование «цветовой яркости»

Если упростить и опустить некоторые детали, «цветовая яркость», или «ColorLightOutput» - это общая сумма красного, зелёного и синего цвета на экране.Высчитывается она следующим образом – берётся сумма усреднённой освещённости этих трёх цветов, которая, если с проектором и его настройками всё нормально, примерно равна усреднённой освещённости белого экрана. Усреднённая освещённость белого, как уже упоминалось в предыдущем пункте –это среднее значение девяти показателей светового потока на тестовом экране. Это справедливо и для зеленого, красного и синего цвета.

Смысл этого теста в том, что белый свет образуется при смешении красного, зеленого и синего света. Соответственно, сумма этих цветов дает белый, что значит, что сумма усреднённой освещённости трёх цветов должна совпадать с усреднённой освещённостью белого. Если совпадение есть – значит, всё хорошо. Если же сумма яркостей этих трёх цветов меньше яркости белого, то цвета на экране будут выводиться слишком тёмными.

Как нетрудно догадаться, для каждого отдельно взятого цвета можно использовать тот же метод, что и для белого светового потока из предыдущего потока. Но хороший результат получится и при более коротком и простом способе. В центре экрана замеряются показатели белого, красного, зеленого и синего. Потом вычисляется соотношение суммы красного, зеленого и синего к белому. Точности полученных результатов вполне достаточно, чтобы увидеть ненормальность или соответствие норме.

Если сумма яркостей этих трёх цветов окажется ненамного больше яркости белого, в этом нет ничего критичного. Особого смысла добиваться точного совпадения нет. Задача тестирования яркости красного, синего и зеленого цветов по отношению к яркости белого не состоит в точной оценке цветопередачи. Она нужна для того, чтобы не было лишнего «завала» баланса цветов и белого.


4. Замер показателей контрастности

Настройка и тестирование контрастности проходит с использованием на экране рисунка шахматной доски, на которой чередуются светлые и тёмные квадраты.Белый свет с этого тестового изображения может отражаться от стен помещения и возвращаться обратно на экран, причем процесс отражения повторяется многократно. Получаются искажение реальных параметров контраста чёрного и белого.

Из-за этой важной детали предпочтительней вариант, при котором контрастность измеряется последовательно на чёрном и белом экране. В этом случае отражения и блики белого не влияют на черный.

Первой замеряется освещённость в центре при белом экране. Люксметр должен находиться у самого проектора. Таким образом можно замерить величину освещённости, приближенную к максимальному показателю чувствительности сенсора. Не передвигая датчик, необходимо следующим действием отобразить на экране черное изображение и зафиксировать значение освещенности черного.

Полученные измерения используются для расчета контрастности довольно просто: показатели освещенности белого делятся на освещенность черного. Итоговое число и отображает уровень контрастности.

Контрастность может быть двух видов:

1. Динамическая. Возникает при автоматическом включении диафрагмы проектора.

2. «Реальная контрастность». Проверяется при выключенных функциях, отвечающих за регулировку интенсивности черного цвета. В их число входит автоматический запуск диафрагмы и эко-режимы, контролирующие яркость лампы.

При измерении яркости проектора тестировщика в первую очередь должна интересовать «реальная контрастность».Динамическая контрастность из первого пункта подстраивается автоматически при наличии соответствующей опции для диафрагмы проектора.

В случае регулировки «реальной контрастности» необходимо снять два показателя: при самом ярком режиме цветопередачи и при достижении самого «натурального» режима цветопередачи.Естественно, при самом ярком режиме уровень контрастности должна получиться гораздо выше.

В некоторых случаях может потребоваться более сложный метод измерения контрастности. Например, это может быть необходимо при регулировке настроек High-Endпроекторами, когда нужна точность замера, недостижимая при обычном способе.

Для этого способа на небольшой (это важно) экран выводится чёрное изображение при достаточной для измерения правильного значения освещенности яркости. При этом замере следует располагать датчик люксметра на уровне поверхности экрана, но не прижимать его к экрану.

Полученный показатель освещённости умножается на площадь экрана. Полученное в итоге число —значение светового потока по черному. Примеры того, как находится световой поток по белому, приводились в предыдущих пунктах.

При проведении замера нельзя допускать попадания в помещение любого другого света, кроме света, исходящего от проектора. Максимальная пригодная фоновая освещенность – не больше 1 люкса, при идеальных условиях – гораздо меньше.

Следующим измерением контрастности для домашних проекторов, особенно предполагающих по заявленным характеристикам повышенный уровень глубины черного, рекомендуется сделать следующее: из яркости черного вычитается фоновая яркость.

Помимо уже указанного светового «шума», мешающего точности измерений, при тестировании необходимо убедиться в корректной настройке «яркости» и «контрастности» в меню проектора. Следует учитывать, что при измерении контрастности уровень «яркости» может оказаться лучше выставить меньше, чем кажется нужным. Такой шаг предпринимается из-за того, что человеческий глаз не способен уловить момент получения минимального уровня черного.


5. Измерение равномерности яркости

Как и в большинстве подобных измерений, измерение равномерности яркости производится по уже не раз упомянутым в тексте девяти контрольным точкам на кране.В этом случае замеры берутсяна белом экране.

Из девяти полученных замеров отбираются минимальный и максимальный показатели. Число, отображающее минимальный показатель, делится на число максимального показателя.

Полученное число – процентное значение равномерности распределения света по экрану. Как правило, ярче всего оказывается центральная его часть. При большой разнице в освещённости центра и краёв возникает так называемый эффект светового пятна. Во время регулировки с помощью тестирования необходимо добиваться как можно более равномерного распределения яркости по экрану.


6. Цветовой градиент

Уже упоминалось, что до замера максимальной яркости белого нужно проверить, что настройки в проекторе «контрастности» подобраны корректно и верно показывают плавные переходы от черного к белому. При этом необходимо убедиться, что в белом углу экрана можно разобрать все оттенки белого.

Ведь допустим, что при яркости в 80% достигнут отличный черно-белый переход. Что произойдёт, если потом отобразить на экране чёрно-зелёное изображение? Скорее всего, вы получите сильно искажённое отображение зелёных оттенков.

Чтобы правильно настроить картинку, придётся снижать уровень «контрастности» до тех пор, пока переход от черного к зеленому не станет непрерывным.

В некоторые моделях проекторов правильное отображение градиента от черного с цветным можно получить только при заметном понижении уровня яркости.

Важно не путать цветовой градиент с цветовой яркостью. Для правильно отрегулированной цветовой яркости нормально, если при цветовой яркости в 35%желтый в 95% можно отличить от 100% желтого.

Недостаток многих недорогих проекторов состоит в том, что при заявленной высокой цветовой яркости полутона и оттенки сливаются при 100% яркости.Сначала такие претензии можно было услышать в адрес 3LCD-проекторов, но вскоре стало очевидно, что это характерный минус всех бюджетных проекторов. Правильная настройка проекторов в Минске поможет минимизировать недостатки аппарата любой ценовой категории.


Возврат к списку

Заказать ремонт